Войти | Регистрация | Новороссийск
1 мес. назад | 8877
Статья из книги – «Воспитание и развитие детей в семье с рождения»
Глава 7

Общение с ребенком, не умеющим ещё разговаривать –реально!

Язык, на котором говорит ребенок, до того, как научиться говорить, несомненно есть – язык природы! Язык это нечленоразделен, но он вполне выразителен и понятен. Когда-то мы тоже его понимали, но, когда начали говорить на своем языке –забыли. Когда у нас или рядом с нами появится дети, и мы начнем их изучать, вскоре мы вспомним этот язык.

Часто мы можем наблюдать как мать общается с еще не разговаривающим младенцем. Она отвечают ему, и на словах она ведёт с ним вполне связные беседы. В данном контексте общения сами слова не являются сутью понимания младенцем.

На самом деле на данном уровне развития младенец понимает не смысл слов, а то выражение, с которым оно сказано. В свою очередь мать понимает ребенка по языку жестов. Но жестов не рук, а его лица. Выражение лица ребенка меняется с минуты на минуты, с невероятной быстротой. Можно наблюдать как появляется и исчезает улыбка, желание, радость и страх. Их подвижные мускулы лица, внимательной матери расскажут, что он хочет, а чего нет.

Так и происходит общение с ребенком, который еще не научился разговаривать. В таком возрасте, в котором ему пока знакомы только телесные потребности, язык жестов именно таков. Своё выражение ощущений – он показывает в движениях лица, а выражений внутренних чувствований – во взгляде глаз.

Если ребенок чувствует свои потребности, и не может получить их удовлетворения сам – он просит помощи от окружающих криками. Если ему сильно жарко и холодно – он плачет; если он хочет кушать или пить –он снова плачет; он хочет спать, а вместо этого его качают –опять плачет; у него есть потребность быть в движении, а его держат в покое –плачет. Чем больше у него отсутствует возможность располагать своим состоянием, тем чаще он будет требовать это состояние изменить.

Когда ребенок плачет, мы как исследователи пытаемся понять возникшую потребность ребенка и удовлетворить её. Если же мы не можем найти причину, или не в состоянии её удовлетворить –плач продолжается и начинает нам надоедать: мы пытаемся успокоить ребенка чтобы он замолчал, ласкаем его, убаюкиваем, напеваем песенки ему чтобы он уснул. Ели ребенок продолжает упрямится – это начинает нас выводить из себя, и мы уже угрожаем ему, а кто-то даже может и ударить.

Иногда насильственный способ запретить плакать ребенку, срабатывает. А иногда приносит наоборот, полностью противоположный эффект с ещё большим плачем, который уже смешивается с его яростью и гневом. Но тут в любом случае надо разбираться, была ли это реальная потребность, или что-что другое, например, попытка манипуляции вами. Но об этом в следующей статье.